Истории

Мария Кондратюк: «Будущее за «бутиковыми» агентствами с персональным подходом к клиенту»

С Машей Кондратюк, владелицей коммуникационного бюро «Кстати», у нас не было интервью. Однажды мы просто завтракали, обсуждали профессиональные темы, и я спросила Машу о том, когда и почему она создала собственное бюро. Предвещая интересную беседу, я включила диктофон.



- Маш, ты открыла бюро в 2011 году? Почему приняла такое решение?

- К 2011 году я накопила большой агентский опыт. Я начинала под руководством Андрея Баранникова в агентстве «СПН-Гранат» (сейчас SPN Communications - примеч. ред.) в 2004 году, у меня был серьезный проект - открытие завода водонагревателей Ariston во Всеволожске. Потом с 2005 по 2011 года я работала в агентстве Global Point и промоутерской компании Dance Planet. За это время я прошла путь от менеджера проектов до руководителя отдела по работе с клиентами, имея в команде специалистов, которые реализовывали проекты, поэтому опыт клиентского сервиса у меня большой.


Решение открыть свое бюро было принято эволюционно, когда ко мне пришло осознание, что мне тесно в статусе наемного сотрудника и определенной несвободы в принятии решений. На этот шаг меня подтолкнул Саша Старостин, который летом 2011 года предложил реализовать один проект и буквально настоял на том, чтобы я не сомневалась и открывала свою компанию. Это был такой дружеский пинок - поддержка и вера в меня, за что я ему до сих пор благодарна. Название бюро «Кстати» родилось легко, это мое любимое слово и к тому же оно же означает «уместно, в нужный, подходящий момент» - мы рады быть кстати нашим клиентам в решении их коммуникационных задач. На старте все что я сделала - это написала друзьям в социальных сетях, что ушла из Dance Planet и открыла свое бюро, сообщила, что могу выполнять такие-то услуги и готова сотрудничать. И многие тогда откликнулись. Впоследствии клиенты обращались к нам в основном по рекомендациям, мы не совершали холодные звонки, не продавали себя на рынке и не участвовали в тендерах до 2013 года.


- А кто сейчас твои клиенты?

- Открыв свою компанию я понимала, что в ближайшем будущем мне не будут досягаемы крупные корпорации и транснациональные компании с офисами в России, с которыми было привычно работать на предыдущих местах работы и у которых масштаб и возможности маркетинговых инициатив были соответствующие. Поэтому я осознанно снизила планку собственных амбиций и, исследовав рынок малого и среднего бизнеса, начала работать с компаниями, маркетинговые бюджеты которых составляют до 1 млн. рублей и которые тоже нуждаются в коммуникационных услугах, но не обращаются за ними в крупные сетевые коммуникационные агентства.


- Ты знаешь, вот то, что ты разослала сообщения друзьям с новостью об открытии своего бюро - это классный пример для тех, кто сейчас сидит в агентстве, хочет создать что-то свое, но боится. Можно начать с того, чтобы поискать клиентов среди знакомых.

- Да, если ты уверен в себе, готов нести ответственность и преодолевать трудности, - это большой шаг. Людей можно разделить на два типа: предприниматели: рисковые, смелые, независимые, генераторы идей и те, кто предпочитают стабильность, кому комфортнее работать в компании на зарплате. Меня последнее время спрашивают - не хочешь пересидеть кризис в какой-нибудь стабильной компании? Я не соглашаюсь, ведь когда в полной мере вкусил глоток свободы и знаешь, что такое независимость, то от нее уже не отказаться.


- Я тебя прекрасно понимаю! Именно поэтому я на фрилансе работаю. Многие спрашивают, как я нахожу клиентов, потому что есть стереотип, что фрилансеры зарабатывают много меньше...

- А как ты преодолеваешь стереотип, что фрилансеры - крайне ненадежные и безответственные исполнители, которые сегодня на связи, а завтра могут исчезнуть и не выходить на связь?


- Такое я слышала про дизайнеров и разработчиков, которые сидят во Вьетнаме и пропадают периодически. Я, кстати, всем говорю - не бойтесь уходить на фриланс, все зависит от вас.

- Согласна, но повторюсь, это не всем дано. Нужно обладать смелостью, амбициозностью и готовностью нести ответственность за себя, свою команду и за работу, которую выполняешь. Еще важно, чтобы был крепкий тыл, бэкап, моральная поддержка. Создать успешный бизнес непросто, и никто не делает это в одиночку. Я понимаю, что малый бизнес - это не про миллионы. Владельцы часто решают абсолютно житейские вопросы. У меня нет амбиций по завоеванию мира, я уже давно всем все доказала и прежде всего самой себе, я просто добросовестно выполняю свою работу и содержу свою семью.


- Да! Хочется жить и заниматься интересными проектами, путешествовать, развиваться.

- Это правда, для меня «Кстати» - это не совсем «работа», это скорее образ жизни, особый ход мыслей, любимое дело, удовольствие в профессиональной реализации, это моя жизнь.



- Давай вернемся к твоим клиентам. Какие самые запоминающиеся проекты вы делали?

- Три года работы в качестве PR-партнера ТРЦ «Галерея» дали нам огромный опыт, и мы очень рады и благодарны за оказанное доверие. До «Галереи» мы занимались открытием и развитием торговой галереи «Электра». Выполнили большой объем событийных проектов в рамках 2-годичного цикла работы. Особенно нам удался проект, который мы реализовали летом 2015 года - фестиваль фудтраков «Еда на колесах». На наше мероприятие пришли порядка 3000 человек, и это было первое событие в Санкт-Петербурге на тему стрит-фуда и фудтраков - специальных фургонов, предлагающих уличную еду с колес. Наше событие осветили почти все СМИ города, включая телеканалы.


Еще у нас еще был интересный региональный проект. Мы организовали пресс-конференцию по случаю открытия торгового центра в Мурманске, получили большой опыт работы с местными СМИ и поняли для себя, что если вновь понадобится десантироваться в каком-либо городе для реализации проекта, то мы сделаем это без проблем.


- А ты позиционируешь себя как пиарщик?

- Обстоятельства и рынок подтолкнули меня мыслить шире - мы все-таки специалисты по коммуникациям. Наша сильная сторона в том, что мы предлагаем решения в области интегрированных маркетинговых коммуникаций - мы в равной степени профессионалы в событийном маркетинге, PR-сопровождении проектов, организации промо-кампаний, добавляя к ним качественный дизайн и рекламный продакшн. Наши клиенты работают в различных сферах бизнеса, поэтому я ощущаю себя универсальным специалистом, который создает индивидуальные рабочие группы в составе штатных сотрудников, привлеченных компаний-партнеров и специалистов на фрилансе, и тем самым решает задачи любой сложности для самых разных компаний. Мы работаем на стыке, и я считаю это нашим преимуществом. Задача бюро - выяснить потребности клиента, его задачи и предложить те инструменты, которые будут наиболее эффективны.


- На рынке много нишевых агентств, которые выполняют подобные услуги для малого и среднего бизнеса. Ты ощущаешь конкуренцию?

- Как говорится, у нас не город маленький, а прослойка узкая (смеется). Я знаю конкурентов в лицо - мы все друг у друга на виду. Но они для меня не конкуренты, скорее партнеры, иногда это бывшие коллеги. Со временем у каждого агентства появляется специализация, например, одни мои бывшие коллеги успешно заняли нишу и реализуют себя в спортивном маркетинге и экстремальных видах спорта и, при случае, я их рекомендую. Другие - профессионалы в продвижении кафе, ресторанов, где мы как раз не работаем, поэтому я их тоже советую. А они, в свою очередь, рекомендуют нас в тех областях, где мы себя зарекомендовали. Я не занимаюсь активным наращиванием клиентского пула, скорее нацелена на стратегическое и долгосрочное сотрудничество с теми компаниями, с которыми мы совпадаем в идейном и профессиональном подходе к работе.



- Почему ты создала бюро, а не стала фрилансером?

- Прежде всего из-за статуса. Фрилансера не воспринимают серьезно, а выступая юридическим лицом, ты можешь рассчитывать на долгосрочные договорные отношения. У клиентов свои условия работы и требования, предъявляемые к подрядчикам и исполнителям, в том числе по организационным формам и условиям оплаты. В большом бизнесе свои правила игры, рынок поделен среди агентств, все крупные игроки понятны, и, как говорит моя знакомая, «кони бегают по кругу», но я уверена, что будущее за небольшими «бутиковыми» агентствами с персональным подходом к клиенту, ярко выраженными профессиональными компетенциями и экспертизой в той или иной области. Они креативны, нестандартно мыслят, гибкие в организационном плане, клиентоориентированы и заточены под 100% качество услуги и высокий сервис.


- Собственно, мы приходим к тому, что все зависит от бизнес-смекалки. Найти клиента, сообщить всем друзьям о новом деле, получить проект, договориться с клиентом об условиях оплаты. То есть можно начать работу собственного агентства и без больших вложений.

- Да, возможно, самое сложное - найти клиента и получить проект. Потому что продажи в нашей сфере - это серьезный процесс выяснения целей, задач и потребностей клиента и предложения оптимальных и эффективных инструментов для их решения. В этом плане работа в агентстве идеальный вариант для тех, кто хочет в динамичные сроки приобрести большой разносторонний опыт подготовки и реализации проектов в совершенно разных областях деятельности клиентов, узнать рынок изнутри, наработать базу подрядчиков и исполнителей по проектам и, возможно, в будущем открыть свою компанию.


- У тебя есть универсальный рецепт как надо работать с клиентом?

- Многое зависит от коммуникационных навыков - на передний план выходят межличностные отношения, мы же люди. Важно быть на одной волне с клиентом - уметь слушать и слышать клиента, быть компетентным и уметь решать его задачи. Только так формируется доверие и персональный подход. Я продолжаю быть максимально вовлеченной во все проекты бюро «Кстати» и ставлю в приоритет добросовестность и ответственность в выполнении своей работы, за которую мне не стыдно, и за которую нас ценят наши клиенты.



Фото: Студия бизнес-съемки WELT 


Нет комментариев

Добавить комментарий