Истории

Максим Тербов: «Яхтенный спорт — это характер, лидерство, страсть, сумасшедшая энергия»

Максим Тербов – основатель яхтенного агентства Atlantis Sailing Challenge, сооснователь и партнёр ивент-агентства RUSEVENT − рассказал нам о любви к яхтам и океану, а также поделился секретами бизнеса в сфере яхтенных регат. Ещё мы узнали, что парусные квесты – это не просто незабываемый круиз, но и отличный способ научиться работать в команде и сблизить коллектив.




− Много лет ты занимаешься организацией мероприятий: работал в event-агентствах, 5 лет назад основал своё собственное. А как ты пришёл к яхтам и регатам?

− Получилось это случайно. Зная о моей любви к морю и парусам, моя семья подарила мне на День Рождения сертификат на обучение в школе яхтинга. Там я проходил длительные курсы – два раза в неделю ездил на занятия слушать теорию. Для практики надо было выходить в море две недели. Первая практика была по Балтийскому морю − эмоций было много! В ночной шторм попали, узлы вязали, на якорь вставали, швартовались... Мне очень понравилось, было захватывающе и очень интересно. Вернулись в Питер, и я уже грезил следующим походом. Вторая практика была в Атлантическом океане. Мы с другом три с половиной дня перегоняли яхту от португальского острова Мадейра к Канарским островам. Тогда для себя я отметил, что океанский яхтинг совершенно другой: там другой ветер, другая волна, совершенно другие эмоции и впечатления.


− А как ты пришёл к тому, чтобы основать свою компанию?

− В какой-то момент ко мне стали обращаться друзья и знакомые − просили помочь подобрать яхту, спрашивали, как лучше построить маршрут, куда пойти учиться. Было много разных вопросов, и, так как у меня уже было агентство, мы стали предлагать парусные регаты своим клиентам. Идею восприняли хорошо, стали интересоваться. С тех пор я понял, что яхтинг − это отдельная ниша, она не очень пересекается с «ивентами». Я получаю от этого огромное удовольствие, и поэтому открыл отдельную компанию.


− Я правильно понимаю, что у Atlantis нет ничего своего, кроме персонала?

− Да, по сути мы агентство. Всё, что нам нужно, – это персонал, идея, бизнес-партнёры, связи. Например, звонит клиент и просит организовать мероприятие на 100 человек на неделю в сентябре в Хорватии. Мы прорабатываем маршруты, предлагаем варианты программ, предоставляем яхтенный флот, рассказываем, чем, помимо гонок, парусных соревнований и квестов на воде, можно заниматься на протяжении всего отдыха. Таким образом, разрабатывается коммерческое предложение, и мы презентуем его клиенту.



− Опиши своих клиентов.

− Это крупные компании, но не монопольные, часто − международные. Руководители заботятся о климате в коллективе и заинтересованы в том, чтобы их сотрудники были активными, развивались и открывали для себя что-то новое. Почему мы называемся Atlantis Sailing Challenge? Потому что это испытание самого себя. Наша компания создана в альтернативу давно существующим тимбилдинг тренингам и верёвочным курсам, ведь восхождение в горы и погружение в пещеры уже попробовали многие. А парусный спорт, на мой взгляд, − это новое, свежее предложение для клиентов.


− Какие направления выбирают чаще всего?

− Средиземное море. Наиболее востребованы три направления: Хорватия, Греция и − до недавнего времени − Турция. Сейчас набирают популярность Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. У яхтинга в России большое будущее.


− Какой бюджет тура в Грецию на неделю для компании из 50 человек?

− В среднем это составит 1000 − 1500 евро на человека. В стоимость входит аренда яхты, спортивная страховка, приветственный и заключительный ужин, промоформа, ди-джей, ведущий, награды, брендирование площадок, трансфер в марину и так далее. Перелёт и ежедневное питание не входят в цену. В день прибытия мы всех встречаем в аэропорту, доставляем в марину, размещаем на яхтах (обычно яхты четырёхкаютные, по 2 человека в каюте), знакомим со шкипером.


− Шкиперы говорят по-английски?

− Если клиенты русские, то всех шкиперов мы везём из России. Недавно мы организовывали мероприятие для крупной промышленной компании. Мы набирали 12 шкиперов со всей России: из Новосибирска, Москвы, Петербурга… Даже из Белоруссии. Мы покупаем им билеты, оформляем визы, страховки, отправляем принимать лодку. Есть определённая процедура приёмки. Это как автомобиль принимать для аренды – надо убедиться, что лодка без повреждений. За каждую лодку вносится денежный депозит. Затем гости заселяются на яхты. Первый день – приветственная вечеринка. Следующее утро – брифинг по безопасности и условиям соревнований. Потом у участников есть время съездить в супермаркет, купить продукты, готовят все сами на своих яхтах.

Я и сам стараюсь ездить на крупные мероприятия. Но не как шкипер, а как организатор. Бывают и частные поездки (с друзьями и знакомыми) − тогда иду шкипером сам.



− Сколько туров в год организовывает ваша компания?

− Мы организовываем 4-5 яхтенных мероприятий в год. Всё-таки спорт сезонный, поэтому основные ивенты приходятся на период с мая по сентябрь (большой упор делается на начало и окончание сезона). Это обусловлено тем, что летом аренда яхт стоит дороже, а мы заинтересованы в оптимизации бюджетов для своих клиентов.


− Услуга достаточно необычная. С какими барьерами сталкиваетесь в процессе работы?

− В основном это цена. Если тур организовывается на 30 человек, то, скорее всего, это будет топ-менеджмент компании. Например, для Coca-Cola или для Philip Morris это небольшая сумма. А для мелкого бизнеса выделить 30 тыс. евро на проведение выездного недельного совещания − это серьёзный бюджет. Поскольку в данном случае услуги мы заказываем за границей, то и оплату осуществляем в евро. В связи с этим мы зачастую рискуем, ведь клиенты оплачивают наши услуги в рублях, а курс быстро меняется. Второй барьер – отсутствие виз. Мы сейчас общаемся с одной компанией, которая заинтересована в выездной корпоративной регате, но их останавливает то, что не у всех сотрудников есть визы. Поэтому, если будут страны, которые отменят визовый режим для граждан РФ, это сильно поспособствует развитию яхтинга в их регионе. Кроме того, одним из наших главных приоритетов является безопасность клиентов, что, безусловно, накладывает определённые ограничения на проводимые мероприятия. Так, например, даже корпоративные регаты…корпоративные регаты в Подмосковье, в Санкт-Петербурге или в Сочи мы проводим без алкогольных напитков до активностей на воде! Все участники надевают спасательные жилеты и проходят инструктаж по безопасности. Сначала спорт, регата, гонки и соревнования... и только потом уже банкет, награждение, веселье и развлекательная программа. Мы строго придерживаемся такого подхода.


− Насколько этот рынок конкурентный?

− Рынок конкурентный, и это хорошо. Чем сильнее соперничество, тем выше качество услуги, которую клиент получит. При этом я не назову и пяти компаний-конкурентов. Объясню почему. Проведение корпоративных регат предлагают почти все яхтенные школы, но школы не всегда хорошие организаторы. Мы же позиционируемся как яхтенное event-агентство. Наш плюс в том, что мы имеем десятилетний опыт работы в организации мероприятий, в том числе спортивных и крупномасштабных. Любое парусное мероприятие нужно делать с умом, нужны навыки управления проектами. Мы занимаемся всем: подбором площадки, подготовкой сценария, особое внимание уделяем брендингу площадки и вопросам безопасности. Мы подходим к задачам более осознанно.



− Маржа бизнеса составляет 15 − 20 %?

− Да. Но чем больше бюджет, тем меньше процент за менеджмент. Чаще всего это классические 15 %. Нужно адекватно понимать, что работы у нас не станет больше, будь то мероприятие на 50 или на 100 тысяч евро. Наши ответственность, энтузиазм и увлечённость проектом не зависят от размаха мероприятия.


− Получается, своё хобби ты превратил в работу?

− Да, и именно поэтому я стараюсь не уйти в рутину. Иногда во время отпуска собираю команду друзей-знакомых, арендуем яхту и ходим интересными маршрутами: Греция, Черногория, Норвегия… В планах пролив Бонифачо между Сардинией и Корсикой.


− Что надо знать людям, которые не имеют опыта походов на яхте?

− Многие отказываются от яхтинга со словами «У меня морская болезнь». Могу сказать, что укачивает всех, но есть несколько способов этого избежать. Например, встать за штурвал и смотреть на горизонт. Ни в коем случае не лежать в каюте смотря в потолок. Отдельный вопрос – одежда. Для первого раза ничего сверхъестественного не нужно. Всё просто. Для северных условий должно быть три слоя одежды: термобелье, флис и непром. Тогда будет тепло, сухо и комфортно. Один из лайфхаков для начинающих: чтобы не тратиться на профессиональную яхтенную одежду, используйте сноубордические штаны и куртку – для первого раза этого достаточно.

На яхте не принято распивать красное вино, есть красный виноград. Никакой обуви на «рисующей» чёрной подошве! Тут, думаю, не нужно объяснять, почему. Многие берут с собой громоздкий пластиковый чемодан, но класть его некуда, поэтому я всегда советую брать спортивную сумку, которую можно сложить в рундук.



− Как определить, где можно купаться, а где − нельзя?

− Ваш шкипер всегда скажет: можно тут купаться или нет. Если ты находишься в ста милях от берега, посреди траффик-зоны больших лайнеров, с волной в 2 метра, да ещё и с водоворотом течений или вблизи кораллового рифа, то купаться здесь точно не стоит.

Организуя свои многодневные мероприятия, мы строим программу таким образом, чтобы участники регаты или перехода имели возможность ночевать у берега − это более комфортные условия. Днём команды соревнуются, вечером − комфортно стоят у берега, отдыхают. Помимо классических парусных гонок, иногда мы добавляем и береговые этапы: командам нужно высадиться, подняться на маяк, найти код, зажечь дымовую шашку, спуститься, обратно залезть на лодку, правильно разгадать код, получить у агента задание на следующий этап и т.д. Таким образом, процесс становится интересным и для любителей парусного спорта, и для новичков, которых всё больше увлекает игровой процесс. Этим же вечером все яхты швартуются в марине, мы подключаем электричество, воду. Объявляем результаты дня. На круизных яхтах есть всё необходимое: кровать, кухня, душ, санузел, где-то даже плазменные телевизоры – в общем, полноценная гостиница на воде. Утром общее построение, брифинг − и снова в бой!


− Что можешь сказать о том, как снимают фильмы о яхтах, кораблекрушениях? Недавно я смотрела «В сердце моря» − прекрасный фильм.

− Есть доля правды и доля вымысла. Исторические художественные фильмы основаны на фактах и сняты реалистично, но всегда присутствует режиссёрский «акцент». Из тематических «яхтенных» лент я бы рекомендовал фильмы «Одиночка» (2013), «Не угаснет надежда» (2013) или классику жанра − фильм «Ветер» (1992). В этих картинах атмосфера передаётся максимально правдоподобно.


− Как огромные волны не переворачивают яхту?

− Килевые яхты сконструированы таким образом, что работают, как неваляшка. Киль – тяжелый свинцовый или чугунный балласт под днищем судна. Он препятствует крену и опрокидыванию лодки. Яхта кренится, но под весом киля встаёт обратно. Даже если положить её мачтой на воду, она всё равно поднимется вертикально. Несмотря на это, нужно воспринимать яхту как место повышенной опасности, быть всегда внимательным и собранным. В практике мореходства бывают различные опасные ситуации. Например, яхта идёт ночью через океан и налетает на потерянный ранее другим судном контейнер, который во время шторма упал в воду, но не утонул. Угол контейнера торчит из воды, его не видно ни на приборах, ни визуально. И вот ты его протаранил, у тебя пробоина в борту, лодка наполняется водой и идёт ко дну... Множество опасных ситуаций бывает и в кругосветных океанских гонках. Случается, что экипаж смывает волной. Но чаще всего это происходит потому, что не соблюдаются элементарные правила техники безопасности, или экипаж пренебрегает ими.



− Если вернёмся к бизнесу, какие планы у тебя на ближайшее будущее?

− Планы развиваться. Сегодня мы одинаково успешно проводим мероприятия для российских компаний практически в любой точке Средиземного моря. В этом году у нас уже есть несколько однодневных корпоративных регат на территории России. Задача – увеличивать количество внутренних регат и продолжать реализовывать международные проекты.


− А где в России можно проводить яхтенные регаты?

− Мы работаем везде, где есть вода и яхты. Например, в Санкт-Петербурге для этого отличные условия. В Москве на водохранилищах есть несколько яхт-клубов − работаем и там. Ну и, конечно, Сочи и Севастополь очень активно развиваются в этом направлении.


− А вы организуете только регаты и квесты? Бывают ли другие форматы мероприятий на воде? Например, конференции или стратегические сессии?

- Да, конечно! Наша компания проводит на яхтах конференции и рабочие сессии, классические регаты и корпоративные флотилии, а также описанные мной ранее приключенческие программы и квесты на воде. Например, для внутренней аудитории (лучших сотрудников компании или для топ-менеджеров) мы советуем регаты, квесты и выездные совещания, а для внешней (дилерам, партнёрам, клиентам, конкурентам) лучше подойдут флотилии, приключенческие программы и конференции.

Ивенты могут быть для любого количества участников, но оптимально планировать мероприятие на 5-20 яхт, или 25-150 человек (меньше — неоправданно дорого, больше — нерационально, ведь всех не перезнакомить).


− Почему компании всё чаще выбирают яхтенный спорт, а не привычные «банкетные посиделки»?

− Потому что регата − это не выезд в лес, не «весёлые старты» или учебные курсы, где люди отбыли четыре часа — и разбежались по отелям. Это приключения и труд плечом к плечу, где всей команде видно, кто берёт работу полегче, а кто вкалывает за троих. Это чёткое распределение ролей, мгновенное выполнение задачи, нестандартные решения, неожиданные повороты событий, борьба с невымышленной стихией. Регата заставляет работать на результат и быстро решает офисные недоразумения.


Вообще, яхтинг — это всё по-настоящему. Яхта, как бизнес, не прощает лицемерия, двоевластия, работы не в полную силу. Яхта учит не притворяться, а делать. Не откладывать решение проблемы, а браться за неё с удвоенной энергией. Не стоять в стороне, а протягивать руку. Все, кто участвовал в наших регатах, могут с уверенностью сказать, что яхтенный спорт — это характер, лидерство, страсть, сумасшедшая энергия. Можно забыть, с кем сидел за столом на банкете и ел оливье из одной тарелки, но того, с кем прошёл и штормы, и штили, с кем крутил лебёдки и ставил стаксель в штормовой ветер, − не забудешь никогда. После наших регат клиенты отмечают небывалый взрыв эффективности и полное взаимопонимание в коллективе. Ведь в море, как нигде, оттачиваешь управленческие качества и понимаешь, что без команды ты никто − даже яхту не повернёшь в одиночку. Плюс — это отличная возможность привить корпоративные традиции: яхта − это бизнес, экипаж − сотрудники, капитан − лидер. Ассоциативный ряд очень яркий и очевидный. Это лучший тимбилдинг из всех возможных.


Фото: Студия бизнес-съемки WELT, из личного архива Максима Тербова